Разъяснение законодательства О порядке рассмотрения обращений граждан, поданных в электронной форме
Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) государственными органами, органами местного самоуправления урегулирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а на противоположную сторону возложена обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Часть 1 статьи 4 указанного закона предусматривает возможность направления обращения, в том числе, в форме электронного документа.
Однако, не любое такое обращение возлагает обязанность на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по его рассмотрению, разрешению и даче ответа.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поданное в форме электронного документа, должно содержать ФИО заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Как правило, на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления размещены «Интернет-приемные» либо «Личные кабинеты», которые с использованием специализированного программного обеспечения, предусматривают форму заполнения заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. Аналогичные формы размещены на сайтах www.gosuslugi.ru, www.dom.gosuslugi.ru.
Как следует из судебной практики, необходимость заполнения гражданином такой строго определенной формы электронного обращения вытекает и неразрывно связана с избранным им способом обращения.
Кроме того, отдельными нормативно-правовыми актами могут быть установлены специальные требования к электронным обращениям.
Так, в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для реализации прав как стороны исполнительного производства заинтересованное лицо вправе обратиться к должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.
Требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, утверждены приказом ФССП России от 30.12.2016 № 837.
Порядок подачи таких обращений утвержден приказом Минюста России от 30.12.2016 № 333.
При этом, в случаях несоответствия формата, несоответствия виду электронной подписи, направления электронного обращения иным способом, не предусмотренным порядком, электронное обращение считается неподанным.